Программа просветительской деятельности родителей детей дошкольного возраста

1

2
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 30» п.
Большой Исток
____________________________________________________________________________________
624006, Свердловская область , Сысертский район, п. Большой Исток, ул Трудовая,48
ИНН 6652011775
КПП 665201001 ОГРН 1026602176435

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ ООШ №30 (ДОУ)
Протокол №_4_ от «29_»_05_2025_г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ ООШ № 30
_____________Л.В.Хаманова
Приказ №
от «29 » 05_2025_г.

ПРОГРАММА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ

муниципальное автономное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 30» (детский сад)

п. Большой Исток
2025 год

3

Содержание
Содержание ..................................................................................................................................................................... 2
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................................................... 4
1. Целевой раздел............................................................................................................................................................. 5
1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ МАОУ ООШ №
30(ДОУ)……………………………………………………………………………………………………………….5
1. 2.ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ) ВОСПИТАННИКОВ В
ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ........................................................................................................................... 6

1. 3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ..................................................................................................................................................................... 6
1.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ............................................................................................................................ 6

II. Содержательный раздел Программы ....................................................................................................................... 7
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
ВОСПИТАННИКОВ ........................................................................................................... 7
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................... 7
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ..........................................................................................................................10
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ(ЗАКОННЫМИПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
ВОСПИТАННИКОВ 2025 – 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД ...................................................................................... 10
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЯМИ«СОЦИАЛЬНОГО РИСКА» ...................................................................... 12
Методы работы с неблагополучными семьями.............................................................................................. 12
3.2. ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «СОЦИАЛЬНОГО РИСКА»2025–2026 УЧЕБНЫЙ ГОД ..................................................... 12
3.3. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ................................................................................................. 13
3.4. Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы (специалистов, детей,
родителей, педагогов)...................................................................................................................................... 16
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................................................................. 18
Примерные темы бесед, консультаций, тематических папок .................................................................................... 20
Список используемой литературы ............................................................................................................................... 22
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей……………………………………….23
.

4
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение
роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного
воспитания, активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности, активном
вовлечении родителей в деятельность органов общественно государственного управления образованием.
Статьёй 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» зафиксирована главенствующая роль родителей в воспитании и обучении детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) предполагает
реализацию задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Семья и родители указаны как одни из основных субъектов реализации «Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации №996-рот29 мая 2015 года), «Концепции развития дополнительного образования детей»
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04 сентября 2014 года) и
иных стратегических документов государства. 29 мая 2017года был подписан Указ Президента Российской
Федерации № 240 «О проведении в Российской Федерации в 2018–2027 гг. Десятилетия детства».
Реализация данного Указа, безусловно, раскрывает новые задачи взаимодействия с родителями, диалога
семьи и образовательных организаций, вовлечения родителей в управление образовательными организациями.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» заложены основы Национального
проекта «Образование». Достижение целей этого национального проекта возможно только в результате
консолидации всего общества, государственных и общественных структур, а значит диалога семьи и
образовательных организаций, эффективного вовлечения родителей воспитанников в образовательную
деятельность. Среди целевых показателей Указа Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 года
«О национальных целях развития России до 2030 года» указано «создание условий для воспитания гармонично
развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Достижение этого показателя невозможно
представить без заинтересованного, конструктивного участия родителей (законных представителей) в
процессах обучения и воспитания детей. Просвещение родителей, содействие формированию и развитию
родительских компетенций призвано стать ключевым направлением в развитии системы образования,
формирования доверительных и компетентных отношений семьи и образовательных организаций.
Одной из важнейших проблем современного российского общества остаётся низкая
степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей.
Существенным негативным фактором является то, что сегодня активными родителями являются люди,
проходившие личностное становление в 90-е годы XX века, которые в силу специфики общественнополитических событий того периода не получили достаточного опыта семейного воспитания. Поэтому
необходимы шаги, направленные на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства.

5

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы
социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и
образовательной организацией. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности
изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой
педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий,
стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической
культуры, связанной:

•
•
•

С запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;
Со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализации воспитательной
функции понимается педагогами МАОУ ООШ №30 п. Большой Исток (далее ДОУ) как:

•

система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор
оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

•

особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении
проблем воспитания детей в семье, в преодолении социо - культурных и психолого-педагогических проблем,
связанных с воспитанием детей;

•

процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей
достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Программа просветительской деятельности МАОУ ООШ № 30 (ДОУ) разработана для того, чтобы
повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. Программа направлена на активизацию
Родителей (законных представителей) к совместной работе, обогащение педагогического опыта по
воспитанию детей.
1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
ВОСПИТАННИКОВ

ЦЕЛЬ: создание информационного социально - психологического пространства, позволяющего
формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей,
получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный
уровень в сфере участия в организации образования.
ЗАДАЧИ:
•
познакомить родителей с основами педагогических, психологических и правовых знаний;

•

обеспечить единство воспитательных воздействий дошкольной образовательной организации и

семьи;

•

оказать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране
и укреплении
их физического
и психического
здоровья,
в
развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

•
•
•

привлечь родителей к активному участию в образовательной деятельности;
профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;
повышение уровня правовой культуры в области семейного права;

6
•

пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи.

1. 2.ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ )
ВОСПИТАННИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

•
Первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут
ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
•

Достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные
(медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

•
практико-ориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна
быть практико - ориентированной, доступной для использования в жизни);
•
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с
родителями воспитанников, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
•

развития (личности, системы отношений личности, процессов в жизнедеятельности).

1. 3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Для родителей:
•
Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей;
•
Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;

•

повышение степени участия родителей в воспитательно – образовательной деятельности ДОУ (в
разработке и отборе программного материала);

•

повышение уровня включения родителей в участии в различных

детского сада.
Для педагогов:
•
обобщение и распространение опыта работы с семьей;
•
умение
моделировать взаимодействие
с
разнообразных форм и методов работы.

семьей,

мероприятиях группы и

через использование

1.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Организация и проведение мероприятий по Программе осуществляется в три этапа:
Этап I «Организационный».
Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы
(разработка плана деятельности с родителями (законными представителями) воспитанников. На данном этапе:
подбор и изучение методической литературы по теме;
планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе
анкетирования;
разрабатываются конспекты

мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную

тематику;
подбираются видео материалы, презентации, фотоматериалы;
определяются места проведения мероприятий;
продумывается техническое оснащение мероприятий;

7
изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно- просветительской
направленности (памятки, буклеты).
Этап II - «Основной»
Цель: реализация программных мероприятий.
Этап III - «Аналитический»
Цель:анализ деятельности специалистов,осуществляющих реализацию программных
мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование
и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом Выявленных проблем и по желаний
участников.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
ВОСПИТАННИКОВ.
Реализация педагогами ДОУ Программы просветительской деятельности родителей основывается на
сотрудничестве(общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия
указывать, контролировать, оценивать); взаимодействие (организации совместной деятельности).
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до
родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями
дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ИНФОРМАЦИОННО -АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Цель: сбор обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об
общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об
отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психологопедагогической
информации. Только
на
аналитической
основе
возможно осуществление
индивидуального,
личностноориентированного подхода
к
ребенку
в условиях
дошкольного учреждения,
повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного
общения с их родителями.
Анкетирование

Используется с целью изучения семьи, выяснения
образовательных потребностей родителей,
Установления контакта для согласования воспитательных
воздействий на ребенка

Опрос

Метод сбора первичной информации, основанный на
непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном
(анкета)
социальнопсихологическом
взаимодействии
исследователя и опрашиваемого. Источником информации в

8
данном случае служит словесное или письменное суждение
человека
Интервью и беседа

Информационная
корзина(тетрадь)

Позволяют получить исследователю ту информацию, которая
заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Содержание
беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей,
преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к
высказываниям. Педагог должен уметь не только говорить, но и
слушать родителей, выражать свою заинтересованность,
доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы
выбирать наиболее подходящие условия, начинать ее с
нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно
главным темам.
Цель данной
формы вовлечение родителей
в
воспитательно-образовательный процесс: родителями
заносятся пожелания относительно
качества
исполнения функциональных обязанностей специалистами,
воспитателями
и
персоналом, находящимся
вне посредственного контакта с детьми;
пожелания относительно обеспечения образовательного
процесса, пожелания о получении информации того, или иного
содержания.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. Обогащение родителей
знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам
взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции.
Консультирование

Формирование
у
родителей
«воспитательной
компетентности» через расширение круга педагогических
представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным
мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника
воспитательно - образовательного процесса.
Формы проведения консультаций:
квалифицированное сообщение специалиста с
последующим обсуждением;

-

обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми
приглашенными на консультацию;

-

практическое консультирование по обучению
родителей совместным формам деятельности с детьми, носящее
воспитательно-обучающую направленность
(пальчиковая гимнастика, игры с предметами др).

-

9
Семинары-практикумы

Данная форма способствует повышению уровня родительской
компетенции, обучению приемам воспитательно-педагогической
работы с ребенком.
Методы работы:
демонстрация
фрагментов
занятий,
комментирование их содержания;
совместная деятельность с детьми; игрытренинги.
Имеет две части: теоретическую и практическую.

Общие родительские
собрания

Главной целью собрания является координация действий
родительской общественности и педагогического
коллектива по вопросам образования, воспитания,
оздоровления и развития детей

Групповые Родительские
собрания

Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом
родителей,
форма организованного ознакомления
их
с
задачами, содержанием
и методами
воспитания
детей определенного
возраста в условиях детского сада и семьи

Семейная гостиная

День открытых дверей

Проводится с целью сплочения родителей и детского
коллектива, тем самым оптимизируются
детскородительские отношения; помогает по-новому
раскрыть
внутренний
мир
детей,
улучшить
эмоциональный контакт между родителями и детьми
Дает возможность познакомить родителей ДОУ, с его
традициями, правилами, особенностями образовательной
работы,
заинтересовать ею
и привлечь их к
участию.

ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а
также более доверительных отношений между родителями и детьми
Праздники,
Помогают создать эмоциональный комфорт в группе,
утренник
и, сблизить участников педагогического процесса
мероприятия (концерты, соревнования,
спортивные досуги)
Выставки работ родителей и
детей

Демонстрируют результаты совместной деятельности
родителей и детей

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы;
педагогическое просвещение родителей. Наглядно-информационное направление дает возможность
донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских
обязанностях и ответственности.

10
Информационно–ознакомительные

Направлены на ознакомление родителей с
дошкольным учреждением, особенностями его
работы, с педагогами, занимающимися воспитанием
детей: информационные стенды; родительские
уголки групп (информация в родительском уголке:
режим дня, меню, сведения об
учреждении;
папки-передвижки;

-

стенд с фото«вот как мы живем»;

консультации для родителей (ответы
на вопросы родителей);

доска достижений и деятельности
детей (рисование, лепка);

-

библиотека – передвижка (подбор
педагогической литературы по запросу
родителей);официальный сайт ДОУ;
социальная сеть ВКонтакте.

-

Информационно- просветительские

Направлены на обогащение знаний
родителей об особенностях развития и
воспитания детей дошкольного возраста:
родительский клуб, мастер –
классы, игры - тренинги;
-средства социальной рекламы
(видеоролики, буклеты, памятки),

-

объявления; консультации по
различным вопросам;

-

применение интернет-ресурсов
(официальный сайт МАОУ ООШ №30,
социальная
сеть ВКонтакте,
мессенджеры WhatsApp,
электронная почта и др.);

-

11
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ(ЗАКОННЫМИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ 2025 – 20256 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности дошкольного учреждения с
семьями воспитанников, повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Содержание деятельности

Сроки

Заключение родительских договоров
2.
Ознакомление родителей с
документацией ДОУ
1.

постоянно

сентябрь

1. Анкетирование «Выявление
образовательных потребностей родителей»

Ответственный

Директор

Директор
Старший воспитатель

Оформление
материалов
Родительские
договоры

Справка

воспитатели
групп
2.Общееродительское собрание «Основные
направления работы на новый учебный год»

октябрь

Директор, старший
воспитатель

3. «День открытых дверей»
- Экскурсия по ДОУ;

апрель

Воспитатели
Подготовка
Старший воспитатель информационных,
методических
материалов для
проведения
Дня
открытых дверей

4.Родительские собрания в группах по по плану
актуальным темам всестороннего Развития воспитателе й
детей и организации работы с детьми в ДОУ.
(каждый
квартал)

5. Общее родительское собрание
родителей, будущих первоклассников

6.Общееродительское собрание
«Результаты выполнения ООПДО ДОУ»

для

январь

май

Воспитатели

Протокол собрания

Консультационный
материал, анкеты
для родителей

Директор
Протокол собрания
Старший воспитатель
воспитатели подг.
группы
Директор
Старший
воспитатель

Протокол собрания

12
7. Оформление наглядно – информационных
материалов в Групповых родительских уголках
и на стендах ДОУ, информирование
Родителей на сайте ДОУ

В течение года

директор, педагоги
ДОУ

7.Индивидуальные беседы с родителями; В течение года
консультирование и анкетирование по
Текущим вопросам.

директор,
старший
воспитатель,
воспитатели

8. Выставки детско–родительских творческих В течение года
работ:«Осенние фантазии»;
«Кукла в национальном костюме»,
«Мастерская Деда Мороза»; « др.

Старший
воспитатель,
педагоги ДОУ

9. Помощь родителей учреждению:

директор, педагоги
ДОУ

Участие в субботниках,

-

В течение года

Оформление
наглядно
информационных
материалов
Разработка
консультаций по
запросу родителей,
подготовка анкет
оформление
выставочной зоны

Привлечение родителей
благоустройству. Участие родителей в
подготовке и проведении совместных
праздников, развлечений, проектов, акций

3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЯМИ «СОЦИАЛЬНОГО РИСКА»
Цель: формирование комплексной системы психолого - педагогической поддержки семьи, находящейся
в «группе риска» в условиях ДОУ, совершенствовать деятельность педагогического коллектива ДОУ по
оказанию
помощи
детям
семей,
находящихся
в
социальноопасномположении,профилактикасемейногонеблагополучияисоциального сиротства.
Методы работы с неблагополучными семьями:
Наблюдение за работой воспитателя с родителями при посещении семей ,в детском саду;
Анкетирование родителей;
Составление актово обследований неблагополучных семей, стоящих на учете.
Индивидуальные консультации неблагополучных семей при посещении педагогом; - разработка
рекомендаций для родителей в вопросах воспитания и развития детей
(эмоционально-волеваясфера,росталичности,девиантногоповедения,внутрисемейных отношений);

-

-

профилактика асоциального поведения, пьянства, наркомании т.д.
педагогическое сопровождение детей, выявленных из неблагополучных семей в условиях ДОУ.

13
3.2. ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «СОЦИАЛЬНОГО РИСКА» 2025–2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

№
1

Мероприятие
Сбор сведений о составе семьи
(полные, неполные, многодетные)

2

Выявление неблагополучных семей

3

Ежедневный осмотр и беседа
С детьми из неблагополучных семей.

4

Обновление банка данных о неблагополучных
семьях

5

Консультирование родителей и детей из
неблагополучных семей

Дата
проведения

Ответственный

сентябрь

Воспитатели

сентябрь

Воспитатели,

ежедневно
Воспитатели,
Медицинский персонал

1разв квартал

Воспитатели
Воспитатели,

В течение года

6

Консультации для родителей:
«Азбука внутрисемейных отношений»,
«Родителям правах ребенка», «Неполная
семья–не приговор», «Жестокое обращение с
детьми»,
«Ваши вредные привычки убивают вашего
ребенка»

В течение года

Воспитатели,

7

Разработка и распространение
Памяток для родителей, оформление
стендовой информации «Права детей»

В течение года

Старший воспитатель,
воспитатели,

8

Анализ работы за год

май

Воспитатели

3.3. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ:
МАОУ ООШ № 30(ДОУ) укомплектовано педагогическими кадрами: педагогический состав –16–
педагогов, из них 6 специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель
логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог(совместитель), тьютор.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя с 7.30 до 17.30
Выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни установленные Законодательством Российской
Федерации Время пребывания детей: 10-ти часовое.
Еmail:
8detskiysad@bk.ru
Группа в контакте:
https://vk.com/school30dou8
Сайт:
https://30bolistok.uralschool.ru/sved
en/education

14
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ: официальный сайт МАОУ ООШ № 30, официальная страница ДОУ в
ВКонтакте позволяет транслировать информацию о реализации Программы

МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
не выдвигает особых требований к реализации Программы, так как предполагает использование в
основном интеллектуального ресурса.
Педагогический коллектив при реализации Программы успешно использует интернет- ресурсы, имеют
свои блоги или сайты, зарегистрированы в профессиональных сообществах, где общаются с коллегами, имеют
возможность обогатить свои знания по работе с родителями воспитанников, представить и свой собственный
опыт.
Показатели

Содержание работы в МАОУ ООШ №30(ДОУ)

Обеспечение
Образовательная программа ДОУ обеспечена информационными
соответствия
материально- и материально-техническими ресурсами, методическими
технической базы
пособиями в соответствии с требованиями
реализуемой программы: методическая литература,
периодические издания по вопросам дошкольного воспитания и
образования, психологического и медицинского сопровождения
образовательного процесса
Выполнение
требований санитарноэпидемиологических
правил и
нормативов

Оборудование учебных помещений и игровых комнат
соответствует действующим СанПиН и СП.
Учебные и игровые помещения: для возрастных групп
раннего возраста имеются отдельные игровые и спальные
помещения, для групп детского сада общие групповые помещения,
музыкальный, физкультурный зал, медицинский блок, соответствуют требованиям для реализации ОП дошкольного
образования.
Общее санитарно гигиеническое состояние водоснабжения,
канализации, отопления, вентиляции, освещения соответствует
СанПиН и СП.

15
Выполнение
Оборудование учебных помещений и игровых комнат
требований
пожарной соответствует техническим регламентам и нормативным
безопасности и
Электро- документам по пожарной безопасности. В ДОУ имеются и
безопасности
поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные
средства пожаротушения (порошковые и углекислотные
огнетушители с паспортами). Соблюдаются требования пожарной
безопасности к содержанию территории, помещений ДОУ,
эвакуационных выходов
Выполнение
В ДОУ деятельность по охране труда ведётся в
требований охраны труда соответствии с Уставом ДОУ, правилами внутреннего трудового
работников ДОУ и охраны распорядка, должностными инструкциями, инструкциями по
здоровья воспитанников
охране труда. Охрана здоровья воспитанников регламентируется
ОП ДО, инструкциями по безопасности для воспитанников,
инструкциями по охране жизни и здоровья воспитанников для
сотрудников. Инструктажи по ОТ проводятся 1 раз в 6 месяцев,
фиксируются в журнале инструктажей на
рабочем месте.
Выполнение
В целях обеспечения антитеррористической безопасности
требований
в ДОУ установлена «тревожная кнопка». Обеспечение услуг по
антитеррористической защиты охране здания осуществляет вневедомственная охрана.
Установлена наружная система видеонаблюдения.
Профилактика
Для воспитанников ДОУ регулярно проводятся различные
дорожно – транспортного просветительские мероприятия по предупреждению ДДТ.
травматизма, предупреждение
Сотрудники 2 раза в год проходят соответствующие
чрезвычайных ситуаций.
инструктажи. Приказы заведующего по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и приказы, регламентирующие порядок
действий при наступлении доводятся до сведения всех
сотрудников ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (далее - РППС) соответствуют требованиям
ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям. РППС в ДОУ нацелена на реализацию
образовательной программы. При проектировании РППС учитывались особенности образовательной
деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных
образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и
их семей, педагогов и других сотрудников ДОУ, участников сетевого взаимодействия и пр.).
РППС ДОУ обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с
учетом специфики социализации: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской,
двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного
творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления здоровья, учета индивидуальных особенностей.

16
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности
детей (музыкальном зале, физкультурном зале), создаются условия для общения и совместной
деятельности детей как с взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети
имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые
группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также выделены зоны для
общения и совместной деятельности больших и малых групп детей и взрослых, в том числе для
реализации проектов, как средств познавательно-исследовательской деятельности детей. Для этого в
групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно
было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на
прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетноролевых и дидактических игр, для познавательно исследовательской деятельности (выделены
помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и
материалами для разных видов познавательной активности - книжный уголок, уголок театрализации,
зона сюжетно-ролевых игр, речевой уголок и др.).
Дети имеют безопасный беспрепятственный доступ к игровому оборудованию ДОУ, а
также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности.
В РППС ДОУ
реализованы
принципы вариативности,
полифункциональности, трансформируемости, содержательной насыщенности,
доступности, безопасности и соответствует ФГОС и ФОП ДО. В групповых и других помещениях
имеется пространство для свободного передвижения детей, а также выделены зоны для разных видов
двигательной активности детей - бега, прыжков, лазания, метания и др.
В ДОУ есть оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и
содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики. РППС в
ДОУ
обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических
и др. сотрудников.
Зоны и их наполнение трансформируемы в зависимости от образовательных задач и
индивидуальных особенностей детей. Они меняются, дополняются и могут объединяться.
РППС
адаптирована для осуществления всех видов детской деятельности. Зонирование пространств ДОУ
организовано с учётом всего времени пребывания детей в детском саду.
Зонирование пространства предусматривает наличие различных пространств (зон, уголков,
секторов) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности, особенно игровой
(как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) предметной, сенсорной (как ведущего вида
деятельности в раннем возрасте).
Все элементы РППС в ДОУ эстетично оформлены для обеспечения комфортной и уютной
обстановки.
Для мобильности и трансформируемости пространства используются некрупные
передвижные ширмы-стенки.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ содержательно насыщена и
соответствует возрастным возможностям детей, посещающим ДОУ.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе учитывает
возрастные и гендерные особенности воспитанников.
РППС ДОУ реализует ОП МАОУ ООШ №30 по пяти образовательным областям:
социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие).

17
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Анкета «Выявление образовательных потребностей родителей»
Выявление образовательных потребностей, интересов родителей - одна из
актуальныхзадач, стоящих перед педагогическим коллективом дошкольной
образовательной организации. Цель использования данной анкеты - определить
образовательные потребности родителей, возможные трудности в воспитании
ребенка, дефициты в структуре родительской компетентности, предпочитаемые
формы сотрудничества.
Анкета
Уважаемые родители! Пожалуйста, прочтите вопросы и подчеркните один или несколько
вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если такого ответа нет,
допишите его. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Ваши Ф И О
Фамилия, имя р е б е н к а
Возраст р еб енк а
1. Что для Вас является главным, наиболее значимым в воспитании ребенка? Здоровье и
физическое развитие.
✓
Развитие нравственных качеств.
✓
Развитие интеллектуальных способностей.
✓
Развитие художественных способностей.
✓
Развитие речи и навыков общения у ребенка.
✓
Раннее обучение ребенка письму, чтению.
✓
Другое
2. С какими специалистами ДОО Вы бы хотели встретиться на групповых мероприятиях?
✓
Какой вид помощи Вы бы хотели получить от педагогов и специалистов детского сада?
Педагог-психолог.
✓
Учитель-логопед.
✓
Музыкальный руководитель. Инструктор по физической культуре. Медицинский
работник.
✓
Старший воспитатель.
3. Информационная поддержка (об особенностях развития ребенка, услуги ДОО, возможность
получения помощи ребенку с ОВЗ и др.).
✓
Диагностика развития ребенка. Консультация по проблеме.
✓
Психологическая поддержка.
✓
Другое
4. Какие формы сотрудничества с педагогами ДОО Вы предпочитаете?
✓
Родительские собрания, лекции, групповые дискуссии, тематические консультации, дни
открытых дверей.
✓
Индивидуальные беседы и консультации. Информационные буклеты, газеты, книги.
✓
Мастер-классы, семинары-практикумы, творческие мастерские. Родительские клубы,
гостиные (литературные музыкальные игровые и др.). Выставки творческих работ,
семейных коллекций и т.п.
✓
Маршрут выходного дня (совместное посещение библиотеки, музеев, выставок,
городских мероприятий и пр.).
✓
Дистанционные формы, в том числе с использованием сети Интернет (электронная
почта, группа «ВКонтакте», и др.).
✓
Другие
5. Какую информацию Вы бы хотели получать от педагогов?
✓
О целях и задачах воспитания на различных этапах развития ребенка.
✓
Об образовательных программах для детей дошкольного возраста. О современных
методах развития ребенка.
✓

Об эффективных методах и приемах воспитания детей. О дополнительных услугах
ДОО.О питании детей.

18
✓
О психофизических особенностях ребенка. Об успехах ребенка.
✓
Об организации жизни ребенка в семье.
✓
Об организации досуга, семейных праздников.
✓
Другое
6. В каком виде деятельности Вы могли бы принять участие в организации педагогического
процесса в детском саду?
✓
Участие в родительском комитете.
✓
Помощь воспитателю в организации экскурсий и походов.
✓
Помощь педагогам в оформлении участка, групповых помещений, музыкального зала.
✓
Организация совместных занятий с детьми по определенным видам деятельности
(мастер-класс, чтение художественной литературы, театрализация, рассказ о профессии
и т.п.).
✓
Другое
7. Что, по Вашему мнению, нужно сделать для улучшения организации воспитания детей в
нашем детском саду?

19
Приложение 2

Анкета по оценке уровня удовлетворенности качеством образования, предоставляемого
дошкольным образовательным учреждением
Цель: изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания
образовательных услуг и удовлетворенности работой ДОУ.
Уважаемый респондент!
Вы принимаете участие в социологическом опросе по оценке уровня удовлетворенности
качеством образования, предоставляемого образовательным учреждением.
Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и выберите варианты ответов, которые Вам
подходят. Обведите букву подходящих вариантов ответов или поставьте галочку рядом.
Удовлетворяет ли Вас?
1.
Уровень оказания образовательных услуг:
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
2. Профессионализм педагогических кадров ДОУ:
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
3. Состояние и оснащение игровых, спальных, специализированных помещений
(физкультурный, музыкальный залы, кабинет педагога- психолога, учителя- логопеда и т.п.),
игрового и спортивного оборудования на территории ДОУ:
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
4. Качество дополнительных образовательных услуг для воспитанников (кружки, секции,
студии):
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
5. Безопасность пребывания воспитанников в ДОУ: совершенно не удовлетворен
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
6. Качество питания:
совершенно не удовлетворен

скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен

20

7. Степень осведомленности родителей о деятельности ДОУ посредством информационно­
коммуникационных технологий (сайт, Интернет):
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
8. Уровень оказания услуг по присмотру и уходу:
совершенно не удовлетворен
скорее не удовлетворен
затрудняюсь с ответом
скорее удовлетворены
полностью удовлетворен
9. Сталкивались ли Вы с фактами незаконного сбора денежных средств с родителей
воспитанников (законных представителей)
Да
Нет
10. Если, да, то на какие цели
11. Группа, которую посещает Ваш ребенок.

Вы можете добавить комментарии и предложения по работе
детского сада.
Благодарим за участие!

21
Приложение 3
Примерные темы бесед, консультаций, тематических папок
для родителей воспитанников раннего и дошкольного возраста

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Группа раннего возраста (1- 2 лет)
Адаптация ребёнка к детскому саду;
Игры на развитие мелкой моторики рук;
Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста;
Жизненные навыки как они формируются у ребенка?;
Как научить ребенка слушать и слышать родителя;
Народные и семейные традиции в воспитании ребёнка;
Музыкальные игры с ребенком дома;
Как научить ребёнка делится; 9 Организация рационального питания в семье.
Группа раннего возраста (2–3 года)
Воспитание самостоятельности у детей второго-третьего года жизни.
Кризис трех лет, какие задачи стоят перед ребёнком.
Растим здорового ребенка.
Какие игры можно организовать с ребенком дома?
Как научить ребенка вступать в контакт со взрослыми и детьми?
Какие требования можно и нужно предъявлять к ребенку?
Пути формирования здоровья малыша.
Приобщение ребенка к искусству–с чего начинать?
Особенности нервной системы малышей и их учет в процессе воспитания.
Как бороться с капризами?
Влияние родительских установок на формирование личности ребенка;
Роль семьи в физическом воспитании ребёнка; 13. Детский сад или семейное воспитание…. Что

выбрать?
Группа младшего возраста(3–4года)
1.
Как провести выходной день с маленьким ребенком?

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Праздники в семье.
Домашние питомцы и ребенок.
Какие игрушки нужно покупать ребенку?
Упрямство–это формирующаяся воля?
Имеют ли родители право на гнев?
Телевизор–друг или враг?
Если ребенок плохо ест;
Несколько рекомендаций родителям по формированию у детей чувства патриотизма.

Средняя группа (4–5 лет)
1.
Формирование навыка самообслуживания детей4–5лет.
2.
Способы развития у детей любознательности.

3.
4.
5.
6.

Особенности развития речи4-летних детей
Речевой этикет в жизни семьи.
Правила предъявления требований к ребенку.
Страхи в жизни ребенка.

22
7.
8.
9.

Темперамент и поведение.
Фантазия и ложь: где граница?
Речевые игры с дошкольниками.

Старшая группа (5–6 лет)
1.
Экспериментирование как способ исследования окружающего.
2.
Общение ребенка со сверстниками.
3.
Формирование экологического сознания ребенка.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка5–6лет.
Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника.Как приобщить
ребенка к труду?
Патриотическое воспитание ребенка.
Ребенок и книга.
Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.
Произвольность ребенка и способы ее развития.

Подготовительная к школе группа(6–7лет) 1. Способы организации домашнего театра.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Формирование правильной осанки у ребенка.
Как развивать творческое воображение у ребенка?
Слагаемые готовности к обучению в школе.
Нравственные нормы в жизни ребенка.
Кризис 7лет: признаки и тактика поведения родителей.
Игра как средство подготовки к школе.
Игры на развитие внимания, памяти.
Развитие у детей чувство патриотизма.
Игры – экспериментирование на улице и дома.
Спортивные игры - на что обратить внимание.

23
Приложение 4

Список используемой литературы
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб: Речь,2006. – 224 с.

Бикеева А.С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительствования на
каждый день. – М.: Генезис, 2009.
Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье,
переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. – 214с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Чудеса активного слушания. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 192 с.
Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 360 с.
Петрановская Л.В. Что делать, если... – М.: Издательство АСТ, 2020. – 288 с.Филоненко Е.Н. Большая
книга родителей будущих первоклассников. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 220 с.

24
Приложение 5.
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей.
https://www.ya-roditel.ru/ - Портал «Я - родитель» для ответственных
родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в
трудной жизненнойситуации). Портал включает многочисленные консультации от
специалистов для родите лей, полезные подборки (информация о службах
психологической помощи, по знавательные блоги и передачи для детей, информация о семейном
устройстве детей- сирот, финансовая грамотность семьи, видео-уроки).
https://nra-russia.ru/ - Национальная родительская ассоциация . Портал,
созданный с целью обеспечить эффективное сотрудничество общественных и
государственных структур, участие в формировании политики в интересах семей,
защиту интересов семей сдетьми, материнства, отцовства, профилактики социального
сиротства.
https://ruroditel.ru/ - онлайн центр информационной поддержки родителей
(создан Национальной родительской ассоциацией совместно с Министерством
образования и науки РФ).
Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области
педагогики, психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детямв
ситуациях, угрожающим жизни и здоровью), центры и программы
родительского просвещения, конкурсы для родителей.
https://растимдетей.рф/- Навигатор для современных родителей.
Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в
рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал
размещает актуальнуюинформацию для родителей детей различных возрастных групп (от
младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
(представлена
информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи,
особенностях организации образования детей с ОВЗ, психологопедагогическомусопровождению ребенка и семьи).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».