Учебный план УО на 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ ООШ № 30

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педсовете

Зам.директора по УВР

Директор

__________Матвеева А.А.

___________Хаманова Л.В.

№122 от «30» августа 2024
г.

№154/1 от «30» августа
2024 г.

№ 1 от «30» августа 2024г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП ООО
(для обучающихся с умственной отсталостью)
МАОО «Основная общеобразовательная школа №30» п.
Большой Исток
на 2024-2025 учебный год
(является приложением к АООП ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 1)

2024

1. Пояснительная записка
Учебный план для детей с умственной отсталостью составлен на основе:

Закона РФ «Об образовании в РФ” от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599)

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
 программы развития МАОУ ООШ №30.
Учебный план для детей с умственной отсталостью регламентирует организацию
образования детей с умственной отсталостью в различных формах.
Учебный план общего образования детей с умственной отсталостью предусматривает в
качестве обязательного 9-летний срок обучения. Он включает учебные предметы, содержание
которых доступно для умственно отсталых учащихся, специфические коррекционные предметы,
а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (логопедические, развитие
психомоторики и сенсорных процессов, ЛФК и: другие) проводятся как в первой, так и во второй
половине дня; их продолжительность 15-25 минут. Эти занятия проводятся учителем,
логопедом, психологом, дефектологом и другими специалистами.
Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и
выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия ЛФК - и в соответствии
с медицинскими рекомендациями.
Обязательные занятия по выбору и факультативные занятия относятся к школьному
компоненту и используются по усмотрению педагога: на коррекционные занятия, на учебные
предметы (элементы физики и химии в быту и на производстве, история и культура родного края,
этика и психология семейной жизни, черчение, музыка, изобразительное искусство, трудовое
обучение и другие).
При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке,
факультативных занятий класс делится на подгруппы. Комплектование подгрупп
осуществляется с учетом познавательных, психофизических особенностей учащихся и
рекомендаций врача.
Трудовая практика проводится по окончании учебного года или в том же объеме в течение
года при продлении срока обучения. Место проведения трудовой практики определяется
образовательным учреждением в зависимости от психофизиологических особенностей
учащихся и возможностей материально- технической базы образовательного учреждения.
Обучение имеет коррекционно-направленный характер и максимально
индивидуализировано как в части отбора содержания образования, так и в части
организации образовательного процесса.
Нормативные документы по введению ФГОС ОВЗ
При введении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
необходимо руководствоваться следующими документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850)
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"
4. СанПин 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для чнловека факторов среды обитания» от 28.01.2021г
5. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
1

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
6. Примерная
адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15)
Учебный план является частью адаптированной образовательной программы Муниципальная
автономная общеобразовательная организация "Средняя общеобразовательная школа № 5" п. Большой
Исток, разработанной в соответствии с ФГОС и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальная автономная общеобразовательное учреждение "Основная
общеобразовательная школа № 30" п. Большой Исток начинается 01.09.2024г и заканчивается
28.05.2025г.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные
занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29
часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 30 часа, в 8-9 классах – 30 часа. .
Общее количество часов учебных занятий за пять лет – 5032 часов, не считая часов на коррекционно
– развивающую область и внеурочную деятельность
В
Муниципальная
автономная
общеобразовательное
учреждение
"Основная
общеобразовательная школа № 30" п. Большой Исток языком обучения является русский язык.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
В 2024 – 25 г часы распределены на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части: на Адаптивную физическую культуру
Содержание коррекционно-развивающей
области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психо-коррекционными, занятия с
дефектологом).
2

Всего на коррекционно-развивающую область отводится 2 часа в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении
объемов финансирования.
Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ООО:
Классы

1. Язык
речевая
практика

VIII

1.1. Русский язык

136

136

1.2. Чтение
(литературное
чтение)

136

136

2.1. Математика

102

102

2.2. Информатика

34

34

3.1. Природоведен
ие

-

-

3.2. Биология

68

68

3.3. География

68

68

4.1. Мир истории

-

-

4.2. Основы
социальной жизни

68

68

4.3. История
Отечества

68

68

Всего

и

2.
Математика

3.
Естествозна
ние

4. Человек

Учебные
предметы

ЧФУ

Предметны
е области

3

5. Искусство

5.1. Изобразитель
ное искусство
5.2. Музыка

6.
Физическая
культура
7.
Технологии

6.1.Адаптивная
физическая
культура
7.1. Профильный
труд

68

68

238

238
986

986
Итого

986

Максимально
допустимая
годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

986

986

Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные
занятия)

68

68

Внеурочная деятельность:

136

136

Недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ООО:

Классы

Учебные предметы

1.
Язык
речевая
практика
2. Математика

3.
Естествознание

и 1.1.Русский язык
1.2.Чтение
(литературное чтение)

VIII

ЧФУ

Предметные
области
Всего

4

4

4

4

2.1.Математика

3

3

2.2. Информатика

1

1

3.1.Природоведение

-

3.2.Биология

2

2

3.3. География

2

2

4.1. Мир истории

-

-

4

4.2. Основы
и социальной жизни

2

2

2

2

6.
Физическая 6.1.Адаптивная
культура
физическая культура

2

2

7. Технологии

7

7

4. Человек
общество

5. Искусство

4.3. История Отечества
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка

7.1. Профильный труд

29

29

Итого

29

29

Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

30

30

Коррекционно-развивающая
(коррекционные занятия)

2

2

Занятия с логопедом

1

1

Занятия с дефектологом

1

1

Внеурочная деятельность:

4

4

область

Годовая промежуточная аттестация проводится по накопительной системе (по результатам текущих
оценок) в конце каждой четверти, в конце года по результатам всех четвертей.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной
организацией на основе ФАООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий
предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым
образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки,
включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом ФАООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации ФАООП образования определяет образовательная организация.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана организация,
реализующая вариант 2 ФАООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной

5

нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных
потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В
индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило,
преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее выраженными нарушениями
развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые
образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного
плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается
количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в
пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п.
2.6. приложения соответствующего ФГОС).
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для
состава всего класса или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в
соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна
превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не более 40 минут.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор
дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий,
их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией
самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии/консилиума и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с
учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная
деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на
расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с
обществом.
Реализация ФАООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся и их родителей
(законных представителей) на основе выбора профиля труда, в том числе включающего в себя
подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР
и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года
Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется
развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его
жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы
образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения
обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения
специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной
компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно
учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже
образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их
обучения и развития в целом.
6

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
 что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
 что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического,
неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности
обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе
выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При
предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь:
разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по
подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений
необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов
обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной
физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не
узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной
области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей
коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у
ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».