Муниципальное автономное образовательное учреждение «Основная
общеобразовательная школа № 30» (ДОУ)
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
№4
от__31.05____2021__г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ ООШ № 30
____________Хаманова Л.В.
приказ№ 151/1 от 31.05.2021
ПРОГРАММА
наставничества для работы с молодыми педагогами
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Основная общеобразовательная школа № 30»
на 2020-2023г.
п.Большой Исток
2021г.
Содержание
1. Паспорт программы………………………………………………………….
3
2. Пояснительная записка……………………………………………………….
6
3.Содержание программы……………………………………………………….
8
3.1. Система работы с молодыми педагогами………………………………
8
3.2. Этапы реализации программы…………………………………………..
9
3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым 12
педагогом…………………………………………………………………………
3.4. Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом..
13
1. Паспорт программы
Название программы
Программа наставничества для работы с молодыми
педагогами дошкольного образования МАОУ ООШ
№ 30
Целевая аудитория
Воспитатели со стажем работы по должности менее
3-х лет.
Срок реализации
3 года
(сентябрь 2020г. – май 2023г.)
Этапы реализации
1 этап – диагностический (сентябрь 2020г.)
2 этап – практический (октябрь 2020г. – апрель
2023г.)
3 этап – аналитический (май 2023г.)
Цель
Оказание помощи молодым педагогам в повышении
квалификации,
уровня
профессионального
мастерства и обобщении передового педагогического
опыта, адаптации к коллективу коллег, детей,
родителей.
Задачи
1. Обеспечить теоретическую, психологическую,
методическую поддержку молодых педагогов.
2. Стимулировать повышение теоретического и
практического
уровня
педагогов,
овладение
современными педагогическими технологиями.
Основные направления
3. Способствовать планированию
карьеры
молодых специалистов, мотивации к повышению
квалификационного уровня.
4.
Отслеживать
динамику
развития
профессиональной деятельности каждого педагога.
1. Повышение профессионального мастерства
молодых педагогов в моделировании воспитательнообразовательного процесса.
2. Формирование навыка ведения педагогической
документации.
3. Изучение нормативных актов и инструктивных
документов,
обеспечивающих
реализацию
воспитательно-образовательного процесса.
4. Развитие профессиональной компетенции.
5. Изучение уровня профессиональной подготовки
молодых педагогов и анализ результатов работы
наставничества.
Условия эффективности
1.
Взаимосвязь
всех
звеньев
методической
деятельности, её форм и методов.
2. Системность и непрерывность в организации
всех форм взаимодействия педагога наставника и
наставляемого молодого педагога.
3. Сочетание теоретических и практических форм
работы.
4. Анализ результатов работы.
5.
Своевременное
педагогической
обеспечение
и
педагогов
учебно-методической
информацией.
1.
Ожидаемые результаты
Познание
профессиональных
молодым
педагогом
качеств
и
своих
ориентация
на
ценности саморазвития.
2. Качественные изменения во взаимоотношениях
с
коллегами,
воспитанниками,
родителями
(законными представителями).
3. Стремление взаимодействовать с установкой на
открытость, взаимопомощь.
4.
Рост
профессиональной
и
методической
компетенции молодых воспитателей, повышение
уровня их готовности к педагогической деятельности.
2. Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно
возрастает
роль
педагога,
повышаются
требования
к
его
личностным
и
профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые
специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность,
что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители,
администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного
профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и
профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой
деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается
напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития.
От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как
профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в
другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель
(методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании,
развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе
с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса
необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости
сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При
взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное
единение,
обмен
опытом,
развитие
совместного
творчества,
развитие
профессионального мастерства, самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодыми педагогами –
воспитателями, имеющими опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают
потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей,
методик дошкольного воспитания и обучения. Настоящая программа призвана
помочь организации деятельности педагогов наставников с молодыми педагогами на
уровне образовательной организации.
3. Содержание программы
3.1. Система работы с молодыми специалистами
Система работы с молодым педагогом начинается при трудоустройстве и
начале его профессиональной деятельности.
При
организации
наставничества
процесс
наставничества
затрагивает
интересы трёх субъектов взаимодействия:
Субъекты взаимодействия
Содержание взаимодействия
Старший воспитатель –
1. Создание условий для адаптации педагога на
молодой педагог
работе.
2. Знакомство с нормативными и локальными
актами.
3. Обеспечение необходимыми методическими
материалами, литературой.
Молодой педагог –
1. Формирование авторитета педагога, уважения,
воспитанники –
интереса к нему у детей и родителей (законных
(законные представителей).
родители
представители)
Молодой педагог –
1. Оказание поддержки со стороны коллег.
коллеги
3.2. Этапы реализации программы
Программа наставничества рассчитана на 3 года. Решение о продлении или
досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом
потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации
программы:
1 этап. Диагностический
Задачи
этапа:
выявление
профессиональных
затруднений
молодых
педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого
педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии,
педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в
группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги
условно делятся на три группы:
1) воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую
подготовку;
2) воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие
опыта практической работы;
3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы,
определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели и формы работы:
Воспитатели, имеющие
Воспитатели с
Воспитатели со слабо
недостаточную
достаточной
развитой мотивацией
теоретическую и
теоретической
труда
практическую подготовку
подготовкой, но не
имеющие опыта
практической работы
Содержание и цели работы
Усвоение теоретического Овладение
материала, формирование практической
навыков
работы.
навыками Повышение
работы
практической педагогами, родителями.
интереса
и
с положительного
отношения
к
педагогической
деятельности, помощь в
осознании
своей
профессиональной
значимости,
степени
ответственности
воспитание
и
за
обучение
детей.
Формы работы
Консультации
Дискуссии
Семинары-практикумы
Круглые столы
Беседы
Деловые игры
Изучение методической литературы
Убеждения, поощрения
Взаимопосещения
беседы
Коллективные просмотры педпроцессов
Анализ педагогических ситуаций
Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального
становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность
реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется
педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На
основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального
становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
2 этап. Практический.
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих
педагогов;
Взаимоподдержка и взаимопомощь;
Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами
воспитания
и обучения детей;
Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с
возрастными
особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных
пособий, игрового и
дидактического материала;
Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности
начинающего
педагога;
Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап. Аналитический
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации
этапов программы.
Содержание этапа:
Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
Динамика профессионального роста молодого педагога;
Рейтинг молодого педагога среди коллег;
Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
Подведение итогов, выводы.
3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов,
используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа
реализации
программы,
от
личностных
качеств
педагогов,
от
профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.
Формы работы с молодыми педагогами
1.Курсы
повышения 1.Диалог, беседа.
квалификации.
1.Аттестация
2.Индивидуальная, групповая
2.Районные методические консультация.
объединения.
3.Самоанализ
собственной
3.Районные и областные деятельности.
семинары, конференции.
4.Обучающие семинары.
4.Вебинары.
5.Практикумы.
уровня
5.Конкурсы
6.Анкетирование, опрос.
профессионального
7.Мастер-класс
мастерства.
наставника.
педагога
6.Общение, обмен опытом 8.Взаимопосещения, открытые
в
профессиональных просмотры.
9.Анализ
интернет-сообществах.
педагогических
ситуаций.
10.Диссеминация опыта.
11.Деловая игра.
12.Круглый стол.
13.Конкурс
профессионального
мастерства.
3.4. Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом
№
Мероприятие
Деятельность наставника
п/п
Ожидаемый
результат
1 год
1.
Выявление
Подбор,
профессиональных
диагностических материалов.
и Осуществление
проблем
образовательных
запросов
разработка Индивидуальный план
профессионального
становления молодого
диагностических процедур.
педагога (далее – ИП)
молодого
педагога
2.
Изучение
Деятельность по изучению Компетентность
нормативно-правовой нормативных
базы.
локальных актов.
Ведение
Составление
педагогической
программы.
актов, молодого
педагога
относительно
рабочей современных
требованиях
к
документации.
Обучение правилам ведения дошкольному
документации.
образованию
и
педагогу дошкольного
образования,
в
ведении
документации.
3.
Обеспечение каналов Создание на личном сайте Возможность
многосторонней
связи
с
наставника
страницы
молодым молодого
педагогом.
для постоянного
педагога; взаимодействия
организация
и
общения общения.
посредством
каналов
электронной связи.
4.
Проектирование
и Открытые
занятия Компетентность
анализ
наставника,
других молодого педагога в
образовательной
педагогов, их анализ.
деятельности.
Практикумы
проектировании
и
по анализе ООД.
планированию каждого этапа
ООД.
Разработка
для
инструментария
самостоятельного
проектирования ООД.
5.
Проведение
Знакомство
с
мониторинга
проведения
педагогической индивидуальные
освоения
диагностики,
образовательной
диагностическим
программы
инструментарием, способами
воспитанниками.
фиксирования
методами
обобщения
правилами Журнал мониторинга,
с образовательные
маршруты.
данных,
анализа
с
и
полученных
данных.
6.
Организация
Анализ РППС в группе в РППС,
развивающей
соответствии с требованиями. соответствующая
предметно-
ФГОС ДО.
пространственной
среды
(РППС)
в
групповом
помещении.
7.
Формирование
Подборка
материалов
позитивного имиджа вопросам
педагога
по Культура общения с
педагогической педагогами,
этики, риторики, культуры.
Сборник
родителями
методических (законными
рекомендаций.
Практикумы
представителями),
по
решению воспитанниками,
педагогических ситуаций
освоенные
эффективные приемы.
8.
Мониторинг
Выбор
профессионального
методик.
роста
диагностических Коррекция ИП.
Осуществление
молодого мониторинга.
педагога.
9.
Определение
Разработка
технического Коррекция ИП.
технического задания задания
(с
учетом
результатов мониторинга или
на основе перспектив работы
на следующий год)
10. Итоги
реализации Подготовка
программы
отчета
наставника.
2 год
1.
Моделирование
Организация деятельности по Разработка
воспитательного
изучению
процесса в группе.
моделирования
вопросов программы.
воспитательной
группе
работы
в
(проектирование
рабочей
целей, выбор методов и форм,
особенности
проектирования
рабочей программы, оценка ее
эффективности и др.)
2.
Моделирование
Изучение годового плана и Проведение
культурно-
планирование
досуговой
мероприятий.
отдельных развлечения,
праздника
на
деятельности
основании
воспитанников.
разработанного
сценария.
3.
4.
Описание темы по Оказание
методической План
самообразованию.
помощи наставником.
Освоение
Планирование и организация Обогащение
современных
мастер-классов наставника и умение
педагогических
других педагогов.
технологий
Организация
педагога использовать
ООД
7.
нормативных Подготовка
по
педагогических работников.
аттестации.
Организация
Компетентность
ДО.
проектирования
ФГОС ООД.
к
аттестации прохождению
конспектов ООД в самостоятельного
требований
портфолио
молодого педагога.
Введение в процесс Изучение
контексте
технологий
портфолио Наличие
наставника.
Проектирование
с и
освоении технологий.
Создание портфолио Презентация
документов
арсенал
конкретных обучения, динамика в
технологий.
аттестации.
молодого
по современных методов
использованием
6.
опыта,
работы широкий
проектированию
педагога.
по
самообразованию.
педмастерской
5.
работы
молодого педагога в
конспекта проектировании
Видеосъемка
ООД. анализе ООД.
Анализ и самоанализ ООД.
и
8.
Мониторинг
Выбор
профессионального
методик.
роста
диагностических Коррекция ИП.
Осуществление
молодого мониторинга.
педагога.
9.
Определение
Разработка
технического Коррекция ИП.
технического
задания (с учетом результатов
задания
мониторинга или на основе
перспектив
работы
на
следующий год)
10. Итоги
реализации Подготовка
программы
отчета
наставника.
3 год
1.
Освоение
Планирование
и
современных
мастер-классов
педагогических
других педагогов.
технологий
Организация
организация Самостоятельно
наставника
и разработанные
конспекты
ООД,
работы планы
по воспитательно-
педмастерской
с образовательной
проектированию
ООД
использованием
конкретных деятельности
использованием
технологий.
конкретных
педагогических
технологий.
2.
Проведение
Индивидуальное
мониторинга
консультирование
освоения
возникающим вопросам.
Самостоятельно
по составленные
аналитическая
образовательной
справка,
программы
индивидуальные
воспитанниками.
образовательные
маршруты.
3.
Проектирование
Организация
самостоятельного Компетентность
с
конспектов ООД в проектирования конспекта ООД. молодого педагога
контексте
Открытые показы. Анализ и в самостоятельном
требований
ФГОС самоанализ ООД.
проектировании и
ДО.
4.
Разработка
анализе ООД.4.
рабочей Индивидуальное
Самостоятельно
программы.
консультирование
по разработанная
Ведение
возникающим вопросам.
рабочая
педагогической
программа.
документации.
Компетентность в
оформлении
документации.
5.
Реализация
Индивидуальное
Наличие
культурно-досуговой
консультирование
деятельности.
возникающим вопросам.
по самостоятельно
разработанных
сценариев.
6.
Аттестация.
Консультирование
по Аттестация
оформлению документов.
молодого педагога
на
первую
квалификационную
категорию.
7.
Диссеминация
Оказание методической помощи Публикация
педагогического
в
опыта.
педагогического опыта.
обобщении
и
презентации педагогического
опыта, организация
методической
выставки
достижений,
участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства,
выступления
на
педсоветах,
семинарах,
конференциях.
8.
Мониторинг
Выбор
профессионального
методик.
роста
диагностических
Осуществление
молодого мониторинга
педагога.
9.
Итоги
реализации Подготовка отчета наставника и
программы.
молодого педагога.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)